История современных шин берет свое начало в 1846 году, когда Роберт Томпсон, инженер железнодорожного транспорта, зарегистрировал свой патент на пневматическую шину. Его конструкция уже тогда имела преимущества над многими более поздними: дело в том, что внутри шины Томпсона располагалось несколько пневмобаллонов, и даже пробив один из них или пару, можно было продолжать движение. Как указал в сопроводительных документах сам Томпсон, его шина должна была уменьшить силы, затрачиваемые на передвижение экипажей, а также снижение шума. Покрышка была изготовлена из кожи, что, в принципе, обеспечивало среднюю износостойкость.
В 1888 г. Джон Данлоп изготовил свои первые покрышки для трехколесного велосипеда своего сына. 23 июля 1888 г. Данлопу был выдан патент N 10607 на изобретение, а приоритет на применение «пневматического обруча» для транспортных средств подтверждал следующий патент от 31 августа того же года.
Первыми, кто додумался использовать пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и Эдуард Мишлен, уже производившие тогда шины для велосипедов. Первый заезд по маршруту Париж — Бордо на автомобиле с пневмошинами был осуществлен в 1895 году, а уже через год своими шинами оснастил автомобиль Джон Данлоп.
В 1911 году Филипп Страус изобрел первую камерную шину. Бескамерные шины, изобретенные ранее, в 1903 году инженерами GoodУear, снискали популярность только после войны — в 1954 году первым автомобилем, серийно оснащенным бескамерными покрышками, стал Packard.
В 1923 году Continental начал применять в шинах кордовую ткань. Этот элемент состоял из челночных нитей, удерживаемых опорными нитями и покрытых каучуком. Изготовленные таким образом шины служили значительно дольше.
В 50-х годах Michelin совершила переворот в индустрии, внедрив в производство радиальные шины. Французам удалось добиться двукратного увеличения ресурса, кроме того, радиальные шины были несколько тише диагональных. Однако переход с диагональной на радиальную конструкцию затянулся почти на 20 лет и связано это было с тем, что производители экспериментировали с материалами и технологиями, и только в 70-х достигли того уровня соотношения «цена-качество», который позволил почти всему легковому автопарку перейти на использование радиальных шин.
С конца 40-х годов производятся шины, ширина которых больше, чем высота — так называемые супер-баллоны. Затем последовали шины с низким и сверхнизким поперечным сечением, у которых соотношение между высотой и шириной было снижено до 80%.
Сегодня стандартным для большинства автомобилей является отношение высоты к ширине в 65%. Современные шины становятся все шире — в настоящее время соотношение высоты к ширине снижено уже до 30%. Сверхширокие шины производятся для мощных спортивных моделей автомобилей, и не получают широкого распространения из-за дороговизны и особенностей эксплуатации.
Современные радиальные шины для легковых автомобилей включают в себя до 25 различных конструктивных частей и до 12 различных смесей.
НОВЕЙШИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ В ШИННОЙ ИНДУСТРИИ
Шинная индустрия, как и любая другая высокотехнологичная отрасль, развивается постоянно. Еще несколько лет назад все восхищались тем, как шинники умудряются делать сверхнизкопрофильную резину на 22 дюйма, а сейчас в фаворе уже совсем другие изыски.
Наиболее популярной в последние годы стала технология «самонесущих шин». Эта разновидность резины позволяет не прекращать движение даже при полной потере давления в шине, причем скорость и расстояние тоже не страдают. Эта технология получила общее название Run Flat Tires, сокращенно — RFT, причем каждый из производителей именует подобную продукцию по своему.
Герметик поможет затянуть один прокол. У шин RFT боковины значительно укреплены. Система PAX используется на бронированных лимузинах. Необходимость в подобных колесах назрела давно. Мало кому понравится менять колесо в походных условиях. Вот тогда-то новые шины RFT и пригодятся.
Лет пятнадцать назад ведущие мировые производители шин практически единовременно озаботились данной проблемой. Как удержать в покрышке воздух при проколе? Было разработано три основных варианта решения этой проблемы. В начале конструкторский гений додумался до самогерметизирующихся шин. Принцип действия прост: на внутреннюю поверхность покрышки нанесен слой жидкого герметика. В случае прокола герметик быстро затягивает прокол, и в таком состоянии автомобиль может доехать до шиномонтажа без потери управляемости.
Однако у данной технологии было много недостатков. Более одного прокола — и герметик уже не справляется со своей задачей. Если пробита боковина — он вообще бессилен. Но технология оказалась весьма доступной, поэтому используется многими производителями и по сей день. Но вот с другой бедой — медленной разгерметизацией колеса — эти герметики справиться не могут. А такие неприятности возникают очень часто, например, после сильного удара гнется обод — в результате воздух из покрышки медленно стравливается.
Здесь-то «самонесущие» шины проявят себя во всей красе! Их преимущество — автомобиль сможет проехать достаточное расстояние без потери управляемости, даже если колесо пробито в нескольких местах и воздуха в покрышке нет совсем. Конструкция проста до гениальности: у шин RFT боковины значительно укреплены, и в случае потери давления вся масса автомобиля ложится на них, сберегая диски. Впервые подобные шины появились в качестве серийного оборудования на Chevrolet Corvette в 1993 году. RFT-технология позволяет проехать 100-200 км на полностью спущенной шине при скорости не более 90 км/ч.
Сейчас практически все производители имеют в своем арсенале подобную продукцию.
Шины RFT справляются со своей задачей великолепно, но у данной технологии есть и свои минусы: в спущенном состоянии они ведут себя практически так же, как и полностью накачанные, и если автомобиль не оборудован датчиками давления в покрышках, водитель может просто не заметить разницы. Кроме того, такие шины более жестки, шумны и весят больше обычных, а последний фактор не может не сказаться на экономичности.
Еще один вариант решения проблемы со спущенной покрышкой — вставка на ободе внутри покрышки. Эта технология уже давно и успешно используется на бронированных лимузинах. Но вставки тоже жестковаты, и особо долго на них не покатаешься.
ИСТОРИЯ НЕКОТОРЫХ ПОПУЛЯРНЫХ БРЭНДОВ
Команда Dunlop с самого начала рассматривала шину не как отдельный элемент, чем грешили инженеры многих фирм, а как неотъемлемую часть автомобиля. Результатом такого подхода стало создание первой в мире лаборатории для испытания шин. Сотрудники Dunlop первыми в мире ещё в конце 70-х годов разработали шины системы Denovo, которые позволяли продолжать движение даже в случае прокола шины. Другая идея, над которой инженеры Dunlop работают с середины 90-х годов, состоит в том, чтобы шины информировали водителя о своём состоянии так же, как это делают другие системы автомобиля, например, система охлаждения двигателя или система электрооборудования.
Компания Dunlop занимает 5-е место в мире по объёму производства шин. Dunlop имеет контракты на поставку шин с 33-мя автогигантами.
MICHELIN
В 1829 Эдуард Даубри женился на молодой шотландке Элизабет Баркер, племяннице
ученого по фамилии Макинтош, который первым обнаружил, что каучук растворяется
в бензоле, и который первым покрыл ткань этим раствором, положив начало
изготовлению первых прорезиненных плащей, называемых иногда с тех давних пор
«макинтошами». Мадам Элизабет Даубри (Баркер) первой поняла всю прелесть
раствора каучука в бензоле и начала делать для своих детей надувные шарики
и мячики для игры. В это же самое время, насмотревшись на проделки малышей
с мячами и шариками, два ее кузена решили развить идею и организовали в местечке
Clermont-Ferrand крохотную фабрику по производству резиновых изделий. 28 мая
1889 года эта компания получила название Michelin. Эдуард Мишелин был первым ее
директором и так, волей случая, увековечил свое имя в истории. В 1891 году
велосипед с шиной Michelin одержал первую победу в гонках и через год уже
на 10.000 велосипедах стояли шины именно этой фабрики. В 1895 году, когда
появился первый автомобиль, альтернативы для его колес уже не было — только
Michelin. Впервые в мире автомобиль «Eclair» был оборудован пневматическими
шинами. Это привело к победе в гонке «Париж — Бордо — Париж». После этого
автомобиль и пневматическая шина стали неотделимыми… В 1903 году на фабрике была
изготовлена самая первая шина для мотоцикла.Несколько слов о самом Эдуарде
Мишелине (1859-1940). Одаренный и талантливый человек, закончивший задолго
до участия в резиновом бизнесе Парижскую Школу Искусств, где серьезно изучал
живопись. Но, уйдя в бизнес, занимал пост руководителя фирмы в течение 51 года.
GOODYEAR
Торговая марка GoodYear принадлежит The GoodYear Tire — Rubber Company, которой
принадлежат также торговые марки «Dunlop», «Fulda», «Kelly», «Debica», «Sava».
Своим названием корпорация обязана Чарльзу Гудьиру, американскому изобретателю,
который первым в 1834 г. открыл процесс вулканизации резины. История фирмы
началась в 1898 году в США, когда братья Фрэнк и Чарлз Сейберлинги основали
компанию по производству шин для велосипедов и грузовиков. В 1903 году инженер
фирмы Личфилд получил патент на изобретение бескамерной шины. Новейшая история
GoodУear ознаменована, прежде всего, появлением в 1992 году дождевых шин
Aquatread. Идея разделить протектор глубокой центральной канавкой для лучшего
водоотвода оказалась революционной. В настоящее время компания представлена
на шести континентах и продает свои шины в 185 странах.
КОНТАКТЫ: ТЕЛ.
МТС +375 29 78-11-357; РЫНОК «ЮЖНЫЙ» ТОРГ.М.
№ 88
НАШИ ПАРТНЁРЫ: